Православный уклад жизни казаков стал темой встречи помощника благочинного со старшеклассниками школы №2 ст. Крыловской

В гостях у 9-классников средней школы №2 побывали координатор молодежного центра Александр Минаев и помощник благочинного церквей Крыловского округа Юлия Яковенко. Темой встречи стал православный уклад жизни казака – аспект сегодня один из актуальных в свете празднования юбилея 225-летия высадки черноморских казаков на Тамань. Что для кубанских казаков означало раньше – быть православным? Какие храмы строили первыми на кубанской земле?

— Православие пронизывало многие стороны жизни казачьего войска, станичной общины, семьи. Вера определяла путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг обрядов. Таинству крещения казаки передавали огромное значение. Перед тем, как нести ребенка в церковь на крещение, его клали в красный угол (к иконам) и молились: «Определи ему, Господи, талант и счастие, добрый разум и долгие годы». Когда у младенца прорезывались зубы, родители, посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Иоанну Воину о том, чтобы он был храбрым казаком, — рассказала Ю. Яковенко. – Примечательным было отношение к венчанию и особо примерное исполнение библейской пятой заповеди «Почитай отца твоего и матерь твою…». Венчание было единственным доказательством законности брака. Сваты, подходя к дому, говорили три раза: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас». Из дома отвечали: «Аминь», и отворяли двери. Все основные действия свадебных обрядов также сопровождались молитвами. В день свадьбы с благовестом к обедне отец и мать благословляли святой иконой невесту, которая, положив три земных поклона, целовала Святой лик, кланялась в ноги родителям. Жених, получив благословление своих родителей, отправлялся к невесте. Впереди шел священник с крестом, затем мальчики несли благословенные образа с пеленами. Накануне свадьбы жених и невеста ходили на могилы родителей или родственников. Дети ничего не предпринимали без согласия и родительского благословления. После смерти родителей поминали в день их рождения и смерти, раздавая милостыню нуждающимся и подавая на поминальный стол храма (в основе милостыни – это накормить голодного и нуждающегося от достатка своего). Особо почитались при раздаче милостыни нищие, калеки (или как раньше называли – убогие), обездоленные, одинокие старики и старухи преклонного возраста, нуждающиеся в помощи своего хутора, станицы. Все знали, где проживают эти одинокие старики и старухи, и дети разносили по заданию матери или отца им готовую снедь: пирожки, пышки, лепешки, блины, а также крупу, муку; зарезали кабана – отнеси тому-то, наловили рыбы – отнести тому-то. Поделиться своим достатком было жизненной потребностью. Церковь у казаков была самым главным достоянием станицы, строили ее казаки обычно всем обществом. Недаром, казаки, приходя на новые земли, начинали со строительства храма или часовни.

Старшеклассники посмотрели мультфильм о Кубани и презентацию с фотографиями нынешних храмов района и рисунком церкви станицы Новопашковской, что была построена казаками, но доныне не сохранилась, узнали, что такое поклонные кресты и почему праздник Покрова Богородицы считается у казаков одним из главных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *